В фильме «Живые паровозы» (ТПК «Кадр», 1989 г.) содержится информация об истории отечественного паровозостроения от первой машины Черепановых до мощных паровых локомотивов послевоенных лет. Рассказ сопровождается кадрами хроники и художественных фильмов из материалов Госфильмофонда СССР и Государственного хранилища кинофотодокументов.
Паровоз являлся основным локомотивом на железных дорогах нашей страны с 1835 г. до середины XX столетия. За эти годы он превратился из небольшого двух- и трёхосного цилиндра, работавшего на дровяном отоплении, в тяжёлую машину мощностью несколько тысяч лошадиных сил.
В течение первых десятилетий существования в России железных дорог, в связи с отсутствием достаточных производственных мощностей, большую часть локомотивов поставляли зарубежные заводы. До 1880-х годов, несмотря на растущую протяжённость железных дорог, русскими заводами было выпущено немногим более двух тысяч паровозов. Массовое производство паровых локомотивов началось после всплеска железнодорожного строительства рубежа 70-х и второй половины 90-х годов. Пик выпуска паровозов приходился на первые годы XX века, когда заводы выпускали более 1000 единиц ежегодно; затем объёмы производства резко упали. Всего за 1881 – 1917 г. заводами России было произведено 19 328 паровозов.
После первой мировой и гражданской войн производства были восстановлены, а в годы первых пятилеток появились мощные грузовые и пассажирские паровозы серий ФД и ИС. Выпуск паровых локомотивов, прерванный войной, продолжался до 1956 г. Всего за 1918 – 1955 годы заводы России и СССР выпустили свыше 22 000 паровых локомотивов.
В середине 1950-х годов паровозы оставались основными локомотивами, выполнявшими свыше 85% железнодорожного грузооборота и практически всю маневровую работу. Принятый ЦК КПСС и СМ СССР Генеральный план электрификации железных дорог предусматривал немедленное прекращение выпуска паровозов, массовую электрификацию и реконструкцию производств с тем, чтобы основная работа выполнялась прогрессивными видами тяги. К концу 1960-х годов объём выполняемого паровозами грузооборота снизился до 3,5%. Использование паровых локомотивов продолжалось на некоторых второстепенных линиях, путях промышленных предприятий и манёврах вплоть до конца 1970-х годов [По информации из книг: В.А. Раков. Локомотивы отечественных железных дорог 1845 – 1955 и 1956 – 1975].