Сбрасывающие остряки нужны для предотвращения несанкционированного выхода подвижного состава с второстепенных путей на главные. Остряк ставится в проходное положение только при готовности поездного или маневрового маршрута. В остальных случаях он должен всегда стоять в сбрасывающем положении. Незакреплённые или плохо закрепленные вагоны, покатившись со станции под уклон, не выйдут на главные пути, взрезав стрелку, и не натворят бед, например, столкнувшись лоб-в-лоб с электропоездом, как это было под Новосибирском, убив и покалечив десятки людей, а просто сойдут с рельсов и (зависит от условий местности и скорости) завалятся под откос или просто набок, не причинив никому физического вреда.
В метро сбрасывающие остряки будут малоэффективны на мой взгляд, из-за ограниченности пространства в тоннеле, контактного рельса, и коммуникаций, проходящих в тоннеле, которые будут повреждены в случае схода; а вот улавливающие тупики - как раз подойдут.