Прочитал на Метроблоге очень интересную статью о железных дорогах Японии.
Железные артерии Японии: из Кансая до Фукуямы
Железные дороги частой сетью опутывают Японию. По ней можно добраться практически в любую более-менее значимую точку страны.
Куда, спрашиваем, пойдём? Вниз, на поезд. Не выходя из аэропорта? Да. Три поворота, два эскалатора, турникет — и мы на станции. Мы — частичка тех двадцати двух миллиардов пассажиров, которые перевозятся ежегодно японскими поездами.
Схемы могут сбить с толку любого неподготовленного человека. Впрочем, многих подготовленных — тоже. Туристические агентства, рекламные проспекты, статьи в интернете в один голос утверждают, что там-де всё легче лёгкого. Мол, смотрите на схему, ищете цвет нужной лигалдят и возятся. Могут и пальцем потыкать в сторону иностранца, и откровенно потаращиться. Видимо, в нинии, ищете поезд нужного цвета — и вот вам счастье.
Не стоит расслабляться. Они часто забывают упомянуть, что на крупной станции может быть несколько десятков различных платформ, и мало узнать, с какой из них отходит поезд, — нужно её потом ещё и найти. Они забывают упомянуть о том, что в Японии далеко не все говорят по-английски, даже полицейские, так что выспросить дорогу можно, только обладая познаниями в японском. Ну и что интерфейс автоматов, продающих билеты, не всегда понятен.
Но зато, попав на нужную платформу, можно успокоиться и расслабиться. Покурить (в специально отведённом месте), купить чего-нибудь попить (в вездесущем автомате, который японцы на американский манер зовут vending machine) или пожевать (в автомате рядом). Можно приобрести что-нибудь в киоске с названием, не поверите, Kiosk. И стоять, поглядывая на табло, в ожидании прибытия своего поезда, скажем, в 15:34. Поверьте, он приедет в 15:34. После нашей расхлябанности такая пунктуальность поражает.
У японских поездов есть некая классификация. Их можно подразделить на четыре категории — просто электрички (Regular), электрички-экспрессы (Rapid), поезда дальнего следования (Liner) и суперэкспрессы (Bullet train или Shinkansen). Последние являются скорее вымирающим видом — они не пользуются особой популярностью и их мало.
Из Кансая нас повёз специальный экспресс «Харука». Он курсирует исключительно по маршруту аэропорт — город (собственно, из Кансая в Киото с остановкой в Осаке). «Харука» значит «даль». Подобный поезд есть и в токийском аэропорту, но едет он только до центра города, поэтому звания «Харука» не удостоился.
Вот и экспресс со стороны Осаки. Интересуемся, как он будет разворачиваться — ведь путь тупиковый, а сиденья смотрят не в ту сторону. Загадка разрешилась чуть позже. Вместо того чтобы гонять взад-вперёд тяжеленный состав, японцы моторизировали сиденья, которые разворачиваются то в одну, то в другую сторону. Причём в разных поездах это сделано по-разному: где-то поворачивается всё сиденье, а где-то просто перекидывается спинка с одного края сиденья на другой.
В Осаке пересаживаемся на линию Синкансен, что в переводе с японского означает «новый путь». Сами японцы, кроме этого названия, используют ещё английское Bullet train («поезд-пуля»). Всего по Синкансену ходит три типа поездов, разделяющихся по количеству остановок на пути следования.
«Нодзоми» (Nozomi, «Надежда»), самые быстрые из всех, пропускают многие остановки. Путь от Токио до Фукуоки займёт пять часов.
«Хикари» (Hikari, «Свет»), вторые по скорости перемещения, пропускают некоторые остановки. Важным преимуществом является то, что на этих поездах действителен билет Japan Rail Pass (некий вид проездного), который на «Нодзоми» не примут.
«Кодама» (Kodama, «Эхо»), самые медленные из синкансеновских поездов, делающие остановки на всех станциях.
Эти поезда, хотя и быстры необычайно, не впечатляют скоростью движения, когда находишься внутри. Ну да, едет. Ну да, что-то там за окном мелькает. Но внутри тихо и спокойно, поезд лишь слегка покачивается, и вся обстановка очень дремотная. Ну точно как в самолёте. Хотя в самолёте просто взгляду не за что зацепиться — облака одни, а как этого добиться в поезде — не знаю, но японцы сумели.
Зато когда рано утром сидишь на полупустой станции в ожидании своего поезда, ещё толком не проснувшийся, никого, значит, не трогаешь... И тут вдруг свист, грохот, мелькание, а через десять секунд — снова тишина. Спрашиваешь — что это было? Говорят — «Нодзоми» проехал, транзитный. Даже на самых маленьких станциях Синкансена минимум по два пути в каждую сторону. Один возле платформы, второй — подальше, для транзитных. Они проскакивают, не снижая скорости, аж дух захватывает. А вот сфотографировать так и не успеваешь.
Конечный пункт нашей поездки — город Фукуяма, райцентр Хиросимской области. Вокзал в небольших городках вроде этого — центр городской жизни. В самом здании вокзала и вокруг него сосредоточены основные магазины, развлекательные центры, рестораны и кафе. По мере удаления от вокзала буйство красок стихает и Япония неоново-небоскрёбная плавно перетекает в Японию провинциально-одноэтажную.
Схема работы вокзалов проста: на входе просовываешь билет в турникет, проходишь, забираешь из турникета пробитый билет. Внутри вокзала идёшь куда хочешь, садишься в любой поезд и езжай хоть по всей Японии, изъезди все двадцать с лишним тысяч километров железки, если, конечно, от контролёра укроешься. Но не забывай, что тебя ждёт сюрприз — на выходе необходимо проделать с билетом те же манипуляции, что и на входе, и если билет неправильный — тебя просто не выпустят. Вали, мол, братец, строго на указанную (и оплаченную) станцию. А то ещё и штраф возьмут.
В соседний городок Фучу мы едем на электричке местного значения, так называемом Regular train. Эти поезда попривычней с виду. Квадратные формы снаружи, шестиместные скамьи вдоль стен. Ну натуральный вагон метро, с той лишь разницей, что отсутствует надсадный вой, да и вообще лишние звуки.
Японские железные дороги ровны до безобразия. Я молчу про скоростные экспрессы-пули, но, когда едешь в обыкновенной пригородной электричке, как-то ожидаешь услышать такой знакомый, такой убаюкивающий перестук колёс. Ан нет, ждёшь-ждёшь, а поезд как ехал себе молча, так и продолжает. Создаётся впечатление, что на рельсах вообще нет стыков, словно японцы придумали способ делать сегменты рельс длиной не в 25 метров, а в несколько десятков километров.
Ехать долго, больше часа. Делать, в общем-то, нечего, поэтому наблюдаю за пассажирами.
Японские пассажиры культурны. Они не курят (вообще-то в поездах можно курить только в специально отведённых местах, как и почти везде в Японии), не сорят, не ругаются матом, а занимаются своими делами, не обращая внимания на происходящее вокруг. Даже если в вагоне появляются беременные женщины или старики, на них тоже не обращают внимания. Так что, уступив место, вы получите, кроме «аригато», ещё и взгляд, полный изумления.
Исключением из всеобщей культурности японских пассажиров являются школьники. Да, те самые, в матросских блузочках, галстучках и коротких кавайных юбчонках (ну или в брючках-рубашечках в случае с мальчиками). Они не то чтобы курят и сорят, но страшно галдят и возятся. Могут и пальцем потыкать в сторону иностранца, и откровенно потаращиться. Видимо, в них ещё не успевают воспитать непробиваемое выражение лица. Впрочем, это относится только к пригородным электричкам — на экспрессах детишки в школу не катаются.
Ещё видно, что японские поезда чисты. Естественно, благодаря культуре пассажиров. По вагонам ходят контролёры, которые, войдя, кланяются и извиняются, что пришли, а уходя — кланяются и извиняются, что побеспокоили таких уважаемых пассажиров. Сиденья целые, на полу ничего лишнего. Ну разве только школьник какой-нибудь...